Грищук Н.П. Тюремные библиотеки
Долгие годы работа тюремных библиотек рассматривалась, как тема узковедомственная и была фактически закрыта для исследователей «со стороны». В начале XIX в. в Тобольской губернии функционировали тюремные замки в губернском и уездных центрах: Тобольске, Березове, Ишиме, Кургане, Таре, Туринске, Тюкалинске, Тюмени, Ялуторовске.
На протяжении всей истории Российской империи Туринск прославился как город, с которого начиналась «сибирская темница», место, выбранное государством для ссылки неугодных ему людей. С легкой руки императора Александра II самый западный город Сибири нередко именовали как «место, не столь отдаленное от столицы». 2 марта 1857 г. на окраине города Туринска было выстроено огромное здание сибирской пересыльной каторжной тюрьмы. Через неё проследовали в Сибирь тысячи знатных и малоизвестных изгнанников, а те, что оставались в Туринске, селились недалеко от неё в качестве квартирантов в домах местных жителей, либо, очень редко, в собственных домах, если имели на то разрешение и материальную возможность.
«Туринское общество жалуется также на увеличивающееся причисление к нему ссыльных, причём в городе приходится на 1 ссыльного по 2 сторожила мещан. Прибавляет, что причисление ссыльных к городу не только не прекращается, но с каждым годом увеличивается, так что число ссыльных может скоро превысить число старожилов. Многие будут вынуждены искать себе других, менее заселённых такими людьми мест. И что перечисление, говорит общество, представляется неизбежным впоследствии, особенно для менее зажиточных мещан, так как за неплатежом податей ссыльному недоимка ложится на общество. Между тем ссыльные, оставаясь в праздности и без всяких средств к честному существованию, вдаются в беспорядочную жизнь, сопровождаемую пьянством, развратом, воровством и другими преступлениями, которые усмотреть и предупредить при большом скоплении в городе ссыльных, становится для полиции почти невозможным». (Памятная книжка Тобольской губернии, 1882 г.)
В 1882 году при Туринской пересыльной тюрьме открыта библиотека, на средства местных тюремных учреждений и некоторые частные пожертвования школы для обучения грамоте и Закону Божьему находящиеся в тюрьмах арестантов их, изъявивших на это собственное желание. Тюрьмы и тюремные библиотеки по замыслу их устроителей должны были служить целям нравственного перевоспитания заключенных.
По мере совершенствования пенитенциарной системы в государстве в целом и проведения тюремных реформ в губернии функционировали и другие исправительные учреждения, но в работе отражена деятельность только тюрем, поскольку в них имелись библиотеки.
Появление книги в тюремных казематах относят к эпохе Просвещения, когда была выдвинута идея об исправлении преступника. Строительство тюремных храмов, открытие школ, проведение бесед религиозно-нравственного характера, раздача арестантам религиозной литературы были направлены на духовно-нравственное воспитание заключенных.
В отчетах смотрителей тюремных замков за 1864–1869 гг., в которые был введен раздел о работе церквей, школ, библиотек, это довольно четко прослеживается: в Туринской тюрьме «арестантам читались церковные и другие поучительные книги», учебные пособия приобретались на средства, выделенные специально для этих целей, в отдельных случаях – «за собственный счет некоторыми из директоров» отделений Попечительного о тюрьмах комитета».
С 1880-х гг. тюрьмы Тобольской губернии на специальные средства и пожертвования оформляли подписку в основном на журналы и газеты религиозного содержания. Так, в 1881 г. на выписку книг и журналов Тобольской каторжной тюрьмой было израсходовано 13 руб. 38 коп. Ялуторовским отделением тюремного комитета было затрачено из экономических сумм 38 руб. 51 коп. Курганское отделение тюремного комитета «…для доставления арестантам приятного и полезного чтения в их скучной и одинокой жизни» за счет специальных средств выписывало «Душеполезное размышление», «Вестник Красного креста» с приложением «Досуг и Дело», журнал «Родина». Особо отмечалось, что «все издания читаются грамотными, а неграмотными слушаются охотно». Громкие читки литературы в камере стали характерным явлением всего исследуемого периода.
В 1880-е гг. в Ишимском, Тарском, Туринском, Тюкалинском, Тюменском тюремных замках грамотные арестанты снабжались имеющимися при тюрьме книгами: Святого Писания и духовно-нравственного содержания.
Сведения о грамотности арестантов фрагментарны, тем не менее в историографии поднимался вопрос о том, насколько книжные фонды удовлетворяли их потребности в книге. По утверждению Е.А. Науменко, в тобольских тюрьмах в том же 1881 г. грамотных заключенных было незначительное число. Сведения о заключенных тобольской каторжной тюрьмы №2 свидетельствуют о практически поголовной неграмотности: из 355 арестантов неграмотными были 300 чел. Аналогичная картина наблюдалась и в других сибирских тюрьмах.
С начала 1880-х гг., по указанию Святого Синода, совершался обязательный обряд проводов партий пересыльных и ссыльных, во время которого проводился молебен и дарились книги (Евангелия на русском языке малого формата, брошюры «О Божественной литургии», «Молитвенники для заключенных») из тюремных библиотек.
В этот же период появились первые каталоги, утвержденные Главным тюремным управлением. На 1882 г. каталог включал 122 названия. Почти четверть из них составляли книги религиозного содержания, остальные – беллетристика (произведения Гоголя, Григоровича, Толстого, Тургенева), а также работы по географии, истории, гигиене и естественным наукам.
В 1910 г. был издан первый печатный «Примерный каталог для тюремных библиотек». Методические рекомендации для библиотек изредка публиковал «Тюремный вестник» (Загороднюк Н. И. Тюремные библиотеки Тобольской губернии в XIX веке // Библиосфера, 2018, № 4, с. 70–74)
Грищук Надежда Петровна, специалист по методической работе Туринской ЦБС
Фото Буданцева П.П. Туринская пересыльная каторжная тюрьма. 20 век.