Передвижные библиотеки появились в России ещё до революции. Первое упоминание о передвижных библиотеках встречается в резолюции Первого Всероссийского съезда по библиотечному делу (1911 г.) Передвижные библиотеки рассматривались тогда как небольшие комплекты книг, выделяемые стационарной (земской) библиотекой, которые после прочтения читателями в одном населенном пункте должны были переправляться в другое место. Отсюда и название — передвижные.
Широкое развитие «передвижки» получили в первые годы становления советской власти, так как, прежде всего, давали возможность донести до населения решения и постановления власти. В городах и, особенно, на селе, наряду со стационарными библиотеками развивалась сеть передвижек. Основой работы библиотек были принципы координации, кооперации и обмен книгами. Библиотекари региона должны были изучать методику работы и передовой опыт. I Всероссийский библиотечный съезд (1924 г.) пришел к выводу, что под передвижной библиотекой следует понимать комплект книг, частично обновляемый по мере использования сообразно запросам читателей, обслуживающий определенный библиотечный пункт, где с ним ведется библиотечная работа.
В эти годы одной из самых распространенных форм досуга являлось проведение «громких чтений» художественной литературы. Их популярность была вызвана малограмотностью, либо неграмотностью немалой части населения, а также простотой организации. Библиотекари отмечали, что громкие читки слушаются с удовольствием, люди нарасхват берут книги, читанные вслух, зачитывают их «до дыр».
Одной из важнейших задач Советского государства после войны 1941-1945 гг. стало восстановление и дальнейшее развитие сети библиотек, широкое развертывание библиотечного обслуживания населения. Для того, чтобы это осуществить, появилась новая форма внестационарного библиотечного обслуживания — библиотека-автомобиль.
Специалисты библиотечного дела отмечали, что «…внестационарное обслуживание является неотъемлемым элементом системы библиотечно-информационного обслуживания населения муниципальных образований, наряду со стационарными библиотеками. Внестационарное обслуживание может осуществлять библиотека сельского, городского поселения, межпоселенческая или центральная библиотека посредством организации библиотечных пунктов, выездных читальных залов, передвижных библиотек (библиобус или транспорт другой организации, в том числе сельской администрации) и других форм».
В середине XX века в России (тогда — СССР) стали активно работать автобиблиотеки во многих сельских районных библиотеках. С этой целью промышленность выпускала библиотечные автобусы «Кубань-Г1Б» (с 1969 г. — 80 машин в год, а с 1976 г. — 140). Выяснилось что первый библиобус (автобиблиотека) появился в России в 1940-е годы при Московском государственном институте культуры. Этот библиобус просуществовал до 1990-х годов, после чего из-за плохого состояния материально-технической базы его перестали эксплуатировать.
В Советском Союзе библиотека на колёсах считалась удобной и перспективной формой обслуживания населения, а библиобусы имели около 1,4 тыс. централизованных библиотечных систем (ЦБС).
Первый библиобус в Туринском районе появился сразу после Великой Отечественной войны. В Ирбитском архиве недавно найден документ «Отчет за 1948 г. о работе библиотеки-автомобиля Туринской районной библиотеки Свердловской области». В нём записано следующее: «Туринская районная библиотека получила библиотеку-автомобиль 26 июня 1948 г., начала работу с 10 августа 1948 г. Библиотека сделала за этот период 14 рейсов. Обслужила 9 сельских территорий и 19 пунктов выдачи. Простоев — 62, из них 23 из-за отсутствия горючего (деньги на горючее получили только в ноябре), 6 — нельзя было выезжать (была плохая погода), в декабре также не выезжали, работали передвижки. Книжный фонд библиотеки-автомобиля составил 2332 экз. на сумму 107 48 руб., приобретено 1273 экз. Читателей составило 1153 чел. Индивидуальных — 452» (Далее в отчёте идёт перечисление массовой работы, обсуждение книги т.д.). Завершается текст документа такими словами: «Сотрудники глубоко благодарят Партию и правительство за заботу. Они очень довольны организацией библиотеки-автомобиля, которая помогает им в повышении культурного уровня и производительности труда». Штат: зав. библиотекой — 7 классов, стаж — 3 г. Шофёр образование нач. — 5 классов. Ассигнования на работу: зав. библиотекой — 5500 р. Получено 5004 руб. Зав. культурно-просветительским отделом- Туголуков»
Автобиблиотека Туринской ЦРБ
С тех самых пор замечательные фотографии библиотек на колёсах будоражат наши умы и воспоминания. Мы ассоциируем их с преданными своему делу библиотекарями, которые приходят на помощь тем, кто стремится больше узнать и стать умнее.
А вот выдержка из интервью районной газете тех лет библиотекаря Туринской районной библиотеки Толмачевой Ирины Ивановны «Из опыта работы передвижной библиотеки»: «Тщательно готовлю я свою библиотеку-автомобиль к каждому рейсу по колхозам: пополняю книжный фонд новой литературой и той, на которой были запросы читателей, оформляю книжные выставки к знаменательным датам, подбираю материал для читок и бесед. Читки газет и журналов, беседы с колхозниками провожу на полях. Членам сельхозартели «Новая жизнь» я прочла рассказ «Подвиг» об опыте украинских девушек на тему «О борьбе с потерями на уборке урожая». Проведены читки в колхозе им. «Чапаева», Галактионовского Совета, «Красный факел» и других. Часто, приходя на поле к жнецам до обеденного перерыва, я помогала им жать. Во всех сельхозартелях я встречаю радушный приём. Колхозники благодарят за проводимые читки и беседы и просят бывать у них чаще. При выдаче книг на абонементе много бесед и читок проведено с учениками. Ребята прослушали беседу «Книга-твой лучший друг» о повести «Улица младшего сына, печатаемой в газете «Пионерская правда» и др.»
Позднее снова в местной прессе появляется статья Толмачевой И.И. «Активные читатели»: «Для обслуживания читателей села районная библиотека в сельсоветы и колхозы направляет агитмашину с литературой. Поэтому многие колхозники и интеллигенция сельской местности являются активными читателями районной библиотеки. Так, например, председатель артели «Красная звезда» Арсений Андреевич Ползунов прочел много книг. Наряду с художественной литературой он читает исторические книги и литературу по сельскому хозяйству. Член сельхозартели им. Чапаева Галактионовского Совета тов. Иванов прочел 48 книг. Среди них «Война и мир» Л. Толстого, «Подвиги русских морских офицеров. Много книг по ветеринарии прочёл ветфельдшер тов. Нежданов. Колхозник артели «3-я пятилетка» тов. Таборинцев много прочитал трудов Сталина. Активными читателями библиотеки-автомобиль являются колхозница сельхозартели им. Чапаева тов. Лупандина, председатель Галактионовского Совета Коркин и многие другие».
В 60-70х годах внестационарная работа по-прежнему велась. В ЦРБ был библиобус «Кубань». Передвижки обслуживали библиотекари по принципу «кто может», четкого графика работы не было, постоянных водителей тоже, в свободное от дежурства время работали совместители-пожарные. Для обслуживания сельских территорий зимой выезжать было проблематично, в салоне библиобуса было очень холодно, библиотекари устраивались на переднем месте около водителя поближе к мотору. Салон автобиблиотеки представлял собой книгохранилище, а кафедра выдачи книг находились за перегородкой в конце машины. Перед началом движения автобуса столы складывали и книги размещали в ящиках под столами. В салоне библиобуса было два маленьких столика: один у выхода, а другой со звуковоспроизводящей аппаратурой — за креслом водителя. Библиобус был оснащен киноаппаратом, палаткой и радиоаппаратурой, чтобы на местах стоянок, где не было учреждений культуры, можно было проводить мероприятия.
После централизации библиотек района в 1976 г., в штатном расписании была узаконена ставка зав. передвижным отделом ЦБС. От специалистов библиотечного дела требовалось довести книгу до каждого работающего в городе и деревне, где не было библиотек. Составлялись планы обслуживания по организациям и предприятиям. На предприятиях и организациях города и близлежащих деревнях расширилась сеть передвижек на фермах, мастерских, предприятиях, можно было получить книгу прямо на рабочем месте. Вся работа была подчинена идеологии партии. Проводились обзоры книг в красных уголках для доярок, например, «Как правильно доить коров». Механизаторам рассказывалось о передовых методах работы в сельском хозяйстве, специалистов Управления сельского хозяйства обязательно знакомили с новой литературой, поступившей в сектор сельскохозяйственной литературы ЦРБ.
В начале 2000 годов в Туринской ЦБС библиобус из-за технических поломок пришел в негодность и его списали. Социально-экономические перемены в России нанесли большой ущерб: предприятия, организации закрывались, деревни пустели. В Туринской ЦБС из-за финансовых трудностей вместо 40 филиалов осталось 12. Сейчас все сельские библиотеки находятся на центральных усадьбах административных территорий, у всех имеется Интернет и компьютерная техника. В использовании библиобуса необходимость прошла.
Сейчас выдавать читателям на время книги не является главной задачей библиотек. Они стали творческими площадками не только для отдельных людей, но и для целых команд. Но, как это ни печально признавать, с каждым годом желающих приобщиться к миру книг становится все меньше.
Можно предположить, что существуют различные территории и имущественные слои населения, для которых использование мобильных библиотек даже на уровне представлявшихся десять лет назад технических возможностей имеет и сегодня смысл. В настоящее время библиобусы обладают более широкими возможностями, суть которых заключается в предоставлении пользователям комфортных возможностей получать практически любую необходимую им информацию, а также в расширение различных форм общения. От использования передвижных библиотек в качестве средств перемещения и распространения различных видов информации до клубов общения по интересам и т.п. – таков диапазон их возможностей.