«

»

Май 03 2023

Грищук Н.П. Библиотеки Общества трезвости (чайные-читальни)

В XIX веке в Российской империи очень серьезный размах приобрела проблема чрезмерного потребления алкоголя населением. В отечественной историографии значительное внимание уделялось борьбе за народную трезвость. В 1894 году в России было основано «Попечительство о народной трезвости», одной из целей которого было «изыскивать средства для предоставления народу возможности проводить свободное время вне питейных заведений, и с этой же целью устраивать народные чтения разъясняющие вред злоупотребления крепкими напитками, открывать чайные, народные читальни». 17 февраля 1897 г. учреждено Попечительство о народной трезвости в Тобольске. Деятельность Общества трезвости была направлена на борьбу с пьянством в Тобольске и Тобольской губернии.
Современники ярко свидетельствовали: «гласности Туринск не боится, о прогрессе не беспокоится и в своём затишье предается обыкновенным своим занятиям — отчаянным сплетням, винту и усердному поклонению Бахусу» (БУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 193, оп.1, д. 1).
Общество привлекало различные формы и методы работы:
1) распространение среди населения «здравых понятий о вреде неумеренного потребления крепких напитков»;
2) проведение мероприятий с целью организации досуга местного населения для отвлечения их внимания от питейных заведений (устройство чайных, столовых, читален, библиотек, книжных складов, народных чтений, музыкальных занятий, народных театров, проведение спектаклей и народных гуляний).

Исследователи общественных движений считают, что основная цель возникших общественных объединений «обеспечить успех реформы питейного дела». Пообещав поддержку, министр финансов рекомендовал «ныне же приступить к действиям по подготовке открытия попечительств». Меры были спешно приняты. По предписанию Тобольского губернатора в феврале 1902 г. открылось Тобольское губернское попечительство о народной трезвости. С июля по август были открыты: Ишимский, Курганский, Тарский, Тобольский, Туринский и Тюкалинский, Тюменский, Ялуторовский комитеты. Были разосланы циркуляры о том чтобы уездные власти отчитались, как выглядит обстановка на местах народного просвещения.
«Туринск, 22 января 1896 г. И наш захолустный городок начинает проявлять жизненныя силы. 21-го сего января открыт местный отдел тобольскаго общества трезвости. Открытие совершилось при очень скромной обстановке, в квартире помощника исправника А.В. Попова (одного из инициаторов этого дела), но за то при полном сочувствии большей части общества. Открытие началось с молебствием, причем благочинным  градских церквей о. Иосифом Андреевым было сказано краткое, но весьма прочувствованное, приличное случаю слово. Затем был прочитан устав общества и произведены выборы членов комитета. Избраны: председателем: – А.В. Попов, секретарем – И.П. Шафирь, казначеем – г-жа А.П. Хомченко и членами г-жа П.Е. Батаревич и М.К. Попов. Пожелаем же развития этому благому начинанию. Туринец». (Тобольские губернские ведомости, Тобольск. – 1896. – № 5. – 4 февр. – С. 111. (Публ. Г.И.Г.))
Сведения о типографиях и библиотеках за 1880 г.
Его Превосходительству
Господину Тобольскому Губернатору
Туринского Окружного Полицейского Управления
 Рапорт
Вашему Превосходительству Полицейское Управление имеет честь донести, что в городе Туринске и округе онаго типографий, литографий, словолитен, книжных магазинов, лавок и библиотек для чтения в 1-й половине сего года не было.
Помощник Исправника (подпись) А.К.
Секретарь (подпись) Дмитриев
Вместе с призывами к открытию, власти давали руководящие указания и наметили возможные способы для отвлечения народа от пьянства. Деятельность губернского и уездных комитетов была направлена на строительство Чайных, Народных Домов, чтобы организовывать в них, а также прилегающих селах библиотеки-читальни, народные чтения, спектакли, концерты, танцевальные вечера, а впоследствии и кинематограф. Чтения проходили по трем отделам географическому, естествоведческому, нравственно-религиозному. Популярность народных чтений была очень велика. Кроме этого комитеты Общества трезвости открывали народные библиотеки и организовывали воскресные школы.

Туринск. Базарный день. Здание на заднем плане — предположительно клуб

Так, Туринский отдел по отчету 1896 года имел две чайных-читальни в самом городе Туринске и на суконной фабрике братьев Андреевых.(из переписи за 1897 г. суконная фабрика Якова Прохоровича Андреева, екатеринбургского купца, находилась в пос. Никольский Кашукской волости Туринского уезда, сейчас это Тавдинский ГО).
1897 г. «В городе есть клуб, но, к сожалению, никто в нем почти не бывает, и масленичные маскарады составлялись из трёх дам и восьми кавалеров. В клубе выписывается довольно много периодических изданий, но кто их читает — нам пока неизвестно».
 
«1896 г. Туринск. 23 февраля местным отделом тобольскаго общества трезвости открыта народная чайная. Перед открытием был отслужен молебен. Чайная помещается около базарной площади, в очень удобном для этой цели каменном доме (раньше здесь помещался клуб), уступленном в аренду обществу лекарским помощником А.Н. Нечаевым только за 60 руб. в год. Туринец». (Тобольские губернские ведомости, Тобольск. – 1896. – № 10. – 10 марта. – С. 268. (Публ. Г.И.Г.))
Чайная–читальня относилась к типу народных библиотек и подчинялась «Правилам о бесплатных народных читальнях и о порядке надзора за ними», утвержденным Министерством внутренних дел. Читальня действовала на основе Устава, разработанного уездным комитетом Попечительства о народной трезвости.
Основными читателями чайной-читальни были приказчики, рабочие, ремесленники, прислуга, учащиеся. Чайная работала и в вечернее время и по праздникам, то есть вполне соответствовала тем целям, ради чего была открыта. На создание читальни расходовались суммы, ассигнуемые из казны, а также частные пожертвования, сборы от общественных развлечений, устройства платных чтений. Кроме того, состав литературы обновлялся посредством взаимного обмена прочитанными книгами и пересылки из одной читальни в другую. Периодика выписывалась согласно «Списку периодических изданий» главного управления неокладных сборов, составленному с учётом задач попечительства. Там же был разработан «Перечень справочных изданий», которые желательно было иметь в читальнях. Чайная-читальня не ограничивалась стремлением заполнить досуг населения чтением беллетристического характера, а ставила перед собой задачу ответить на запросы лиц, интересующихся тем или иным специальным промыслом или занятием. До нас не дошли ни списки книг тех времен, ни каталог, упоминаемый в «Ведомостях», ни фотографии внутреннего вида библиотеки.
В отчёте из Туринска за 1904 год уже значится 1 библиотека при чайной-читальне (организованная попечительством народной трезвости).
«Для народных развлечений при чайных-читальнях проводились различные мероприятия. Волновой фонарь, какая картинки устраивать традиции исключительно по приказу комитета (ОЗ 1916 за № 1 п.9) Картинки попечительства пользовались, осталось движение имущества: книги шкафы, волновой фонарь, столы, самовары, чайники и прочая посуда, скатерти, полотенца. Чтение проводили учителя, перечень перечислен. Всего по какому предмету чтения: духовно-нравственное, историческое, научное, развлекательное».
Другим не менее важным методом борьбы с «зеленым змием» считалось устройство антиалкогольных чтений. На чтениях широко использовались так называемые «волшебные фонари» с керосиновым освещением, большим количеством «туманных картин», которые проецировались на белый экран (устройство, напоминающее по принципу действия диапроектор). Картины изготавливались на стекле или прозрачной бумаге сериями, посвященными различной тематике: иллюстрации к известным художественным произведениям, природные явления, сюжеты из Ветхого и Нового Заветов, география регионов планеты и т.п. Киноаппараты в то время в силу их дороговизны, сложности транспортировки и использования применять на народных чтениях было крайне затруднительно. Хороший киноаппарат в 1915 г. стоил не менее 800-900 руб. Обслуживать его мог только подготовленный специалист. К тому же было непросто подобрать фильмы нужного содержания. С «волшебным фонарем» благодаря его простой конструкции мог без труда управиться практически любой лектор. Такие «диапроекторы» были во всех крупных населенных пунктах Тобольского севера.
Были разработаны определенные правила демонстрации картин и проведения лекций. Само чтение состояло из трех частей:
1. Религиозно-нравственная — рассказ о земной жизни Иисуса Христа, о славянских просветителях Кирилле и Мефодии, деяниях различных святых.
2. Собственно антиалкогольная — рассказ о вреде пьянства, о том, как от него избавиться.
3. Литературная – чтения популярных произведений русских классиков, рассказы по истории, географии, этнографии, сельскому хозяйству и т.п. Тематика последней части была самой разнообразной — от способов борьбы с холерой до истории воздухоплавания.
В соответствии с темами подбирались картины для «волшебных фонарей». Рекомендовалось избегать демонстрации изображения грубого обращения пьяницы с женой и детьми, поведения пьяницы на улице и т.п. Опыт показывал, что появление таких картин вызывало у малообразованной публики смех, грубые остроты. Предпочтение следовало отдавать картинам чисто медицинского характера. Например, демонстрировались изображения внутренних органов нормального человека и алкоголика. Часто лекции сопровождались музыкой, пением (Цысь В.В., Цысь О.П. Образование и просвещение на Севере Западной Сибири в ХIХ — начале ХХ вв.: Монография. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. — 305 с.)
Отчёт по Туринской библиотеке трезвости
Деньги выделялись на переплетение книг, учителям по устройству народных чтений. Темы чтений: «К 300-летию дома Романовых», «О сквернословии», «Не упиваться вином», «Великое зло нашей Родины народное пьянство», «Как велик грех поминать усопших водкой», «Праздник трезвости», «Пьянство — могила семейного счастья». Наряду с положительными примерами имели место факты пассивности и формализма. Таким образом, можно сделать, что успешность деятельности то или иного отделения попечительства определяли кадры.
Как распределялись деньги комитетов трезвости: 1. Вознаграждений; 2. По устройству и содержанию:
А) чайных и столовых библиотек-читален
Б) Сельских библиотек: народных чтений, воскресных школ и вечеров классиков, народных театров, хороводов,  народные гуляния, танцы, игры, брошюр и листовок, на лечение алкоголиков, на выдачу пособий посторонним учреждениям, на выдачу пособий служащим комитета, на расходы по консультационному бюро и жалования преподавателям
«Главным вопросом заседания были: об организации народных чтений, развитие библиотечной сети и т.п. Дабы этим предприятием отвлечь деревенское население от вредных времяпрепровождений в праздничные и досуговые дни».
1916 год
Обществам отводилась роль ближайших исполнителей на местах. Их создавали уполномоченные от Центрального Правления, становившиеся впоследствии председателями отделов. Обычно это были вице-губернаторы (Тобольск), городские головы (Томск), уездные воинские начальники (Ишим, Курган, Ялуторовск, Тюмень), уездные исправники (Тара), реже — учителя-инспекторы (Туринск), страховые агенты (Тюкалинск). Омский отдел возглавила супруга генерал-майора Е.Н. Григорьева.
При обществах действовали мастерские, в которых работали многие подопечные. В Туринском отделе основная забота была направлена на воспитание детей-сирот низших воинских чинов, предоставление им платы за обучение, помощь в покупке учебников и одежды (Цысь В.В., Цысь О.П. Образование и просвещение на Севере Западной Сибири в ХIХ — начале ХХ вв.: Монография. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. — 305 с.) Однако средств, чтобы помочь всем, не хватало. Более трети обращавшихся к обществу приходилось отказывать.
Туринский уездный комитет, начиная с 1912 г. прекратил всякую деятельность, не отвечая на многочисленные запросы губернатора. Бывший председатель, податный инспектор И.П. Хомченко самоустранился от дел, а на просьбы исправнику указать авторитетное лицо для его замены, последний констатировал, что «категорически невозможно в таком незначительном городе найти авторитетное и вместе с тем любящее дело лицо».
Телеграмма (почтовая)
В Туринск председателю уездного комитета попечительства народной трезвости за подтверждение №33, 78, 125 прошу Вас ускорить представление отчёта председательствующего Вами комитета за 1916 год.
Председатель губернского комиссара
Делопроизводитель
Из Тобольска 09.12.1917 № 174
Таким образом, можно считать, что дореволюционным борцам за трезвость хоть и не удалось ликвидировать проблему пьянства в западносибирском регионе, но, бесспорно, удалось противопоставить безнравственным наклонностям сибирского населения идею о трезвой жизни, которая важна и с точки зрения профилактики пьянства, и с точки зрения реабилитации его последствий. Комитеты попечительства просуществовали до 1917 года, затем прекратили свою деятельность.
Специалист по методической работе Туринской ЦБС  Грищук Н.П.